Возможности дистанционного образования. Использование возможностей дистанционного обучения Использование возможностей интернета для дистанционного образования

В современном мире все происходит стремительно. Часто людям приходится одновременно заниматься домашним хозяйством, воспитывать детей, работать. Сложно в таком бешеном ритме выделить свободное время для получения качественного образования, без которого невозможно продвинуться по карьерной лестнице. Отличным выходом из этой ситуации является дистанционное образование. С помощью подобной формы обучения можно получать необходимые знания без отрыва от домашних дел и рабочего места.

Преимущества и недостатки дистанционного образования

Данный вариант получения диплома имеет свои плюсы и минусы. Термин «дистанционное образование» предполагает организацию учебного процесса, при котором разрабатывается преподавателем специальная программа, основывающаяся на самостоятельном освоении материала. Подобная среда обучения предполагает отделение ученика от преподавателя во времени и пространстве. При этом современные формы дистанционного обучения оставляют шанс на полноценный диалог путем применения современных технических средств. Благодаря данному формату появляется возможность обучения у жителей тех регионов, в которых нет квалифицированных преподавателей, качественного высшего образования, требуемого уровня квалификации.

Страницы истории

В европейских странах во второй половине прошлого века начали появляться так называемые дистанционные университеты, виртуальные колледжи. Используемые формы дистанционного обучения отличались разнообразными педагогическими приемами, экономическими механизмами.

Интерактивная деятельность учащихся и учителя

Данный термин применяется не только в отечественной, но и в зарубежной педагогике. В узком смысле понятие «интерактивный» рассматривается как диалог программы и пользователя, обмен запросами (текстовыми командами) и приглашениями (ответами). Появление возможности в произвольном виде задавать вопросы, давать на них развернутые ответы, стало толчком к тому, что в большом количестве появились вузы с дистанционной формой обучения. От технических возможностей программы напрямую зависит активность пользователя, шансы на интерактивность. В более широком смысле идет речь о диалоге между субъектами посредством всех доступных методов и средств.

Априори интерактивного общения является телекоммуникационная среда. Очно-дистанционная форма обучения в качестве субъектов рассматривает ученика и преподавателя, общающихся посредством диалога в режиме реального времени по электронной почте, в ходе телеконференций.

Организационно-методические варианты дистанционного обучения

Такие формы как экстернат, ориентированы на тех студентов, которые по различным причинам не могут заниматься по традиционной (аудиторной) форме. В 1836 году появился основной задачей которого была организация экзаменов, выдача степеней, аттестатов студентам, не занимающимся в обычных учебных учреждениях. И в настоящее время не утрачена актуальность подобного варианта образования.

Есть и такие формы дистанционного обучения, которые предполагают учебу на основе определенного университета. Речь идет о целой системе образования для студентов, предпочитающих дистанционное обучение, организуемой с помощью современных информационных технологий, в том числе и компьютерных телекоммуникаций (off-campus). Многие ведущие университеты мира разработали программы для выдачи аттестатов по разным направлениям обучения. В австралийском университете (Южный Уэльс) заочно-дистанционная форма обучения выбрана 5 тыс. студентами. Если учесть, что на очном отделении занимается всего 3 тыс. студентов, масштаб дистанционной работы впечатляет.

Некоторые учебные заведения заключают договор о сотрудничестве. В этом случае использование дистанционных форм обучения способствует повышению качества образования.

Организация дистанционного обучения

В современной России существуют специальные образовательные которые созданы для талантливых и одаренных детей. Из крупных центров выделим Открытый Лондонский университет, на базе которого в последнее время организуются разнообразные курсы для школьников. В технологическом университете с использованием формы дистанционного обучения готовят инженеров.

Обучающие автономные системы подразумевают получение знаний с помощью радио- либо телевизионных программ, специальных печатных пособий и методических рекомендаций. В основном такая форма используется для взрослой аудитории, не сумевшей своевременно завершить школьное образование. Разрабатываются специальные программы, ориентированные на повышение компьютерной грамотности, тренинги здоровья.

Модели дистанционного обучения

Единичная модель предполагает применение одного информационного канала либо единственного К примеру, образовательный процесс осуществляется с помощью телевизионной передачи, путем переписки. Данная модель в качестве основного средства получения знаний рассматривает печатные материалы. Здесь нет двухсторонней коммуникации - предполагается традиционное заочное обучение.

Мультимедиа связано с применением разных средств образования: печатных пособий, компьютерных программ на съемных носителях, видео-, аудиозаписи. Лидирующие позиции принадлежат односторонней передаче информации. В случае необходимости дополнительно проводят консультации, очные встречи, экзамены, обучающие семинары.

Гипермедиа считается дистанционным обучением нового поколения. Модель предполагает применение новейших информационных технологий, где ведущая роль отводится компьютерным телекоммуникациям. Самым простым вариантом считается применение электронной почты и конференций.

Основные моменты удаленного обучения в ОУ

Организация полноценного дистанционного обучения невозможна без применения информационных технологий. Нужно выделить два основных момента:

  • Дистанционное образование не предполагает отказа от классического (традиционного) варианта образования. Независимо от того, какими бы совершенными ни были технические возможности, обучение посредством ИКТ является необходимостью, но не панацеей. Безусловно, нельзя пренебрегать подобными возможностями ведь с помощью технических средств можно улучшить качество образования.
  • Основные технологии, которые применяются при дистанционном обучении: видеоконференции, компьютерные тестирования, электронные учебники.

Работа с детьми в рамках реализации приоритетных национальных проектов

В современной России не только высшая школа стремительно развивается в направлении дистанционного обучения. По инициативе министерства образования РФ был разработан специальный проект по инклюзивному обучению для школьников. У ребят, имеющих проблемы со зрением, опорно-двигательным аппаратом, слухом, появилась возможность учиться, не покидая стен своего дома. Государство позаботилось об оснащении таких школьников полным комплектом компьютерного оборудования. Первые результаты реализации программы подтверждают ее своевременность и актуальность.

Заключение

Применение разнообразных методов и форм обучения позволяет получать желаемый результат - воспитывать гармонично развитую личность. Во многих ситуациях дистанционный способ обучения становится единственным вариантом получения высшего образования. Наука не отстает от тех веяний, которые происходят в современном обществе. В каждой школе, среднем и высшем учебном заведении есть собственные Выбор формы дистанционного образования остается за студентом либо родителями (законными представителями) школьника. За данным видом обучения будущее, с его помощью у всех появляются равные возможности получить желаемое образование.

Использование возможностей дистанционного обучения

В информационном обществе в роли ведущих требований при оценке уровня подготовки выпускников выступают ключевые компетентности. Под компетентностью понимается общая способность и готовность личности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению. Компетентностный подход к образованию ориентируется на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе. К числу инновационных технологий обучения можно отнести:

    Мультимедийная технология.

    Дистанционные образовательные технологии.

Формированию информационно-коммуникативных компетентностей способствует применение интерактивного комплекса, ресурсов Интернета.

Модернизация общего образования требует от учителя высокого уровня преподавания с использованием различных методик и технологий обучения. В условиях вариативности и разноуровневости образования умение применять инновационные технологии и их элементы помогают преподавателю добиваться высокого качества обучения. Они способствуют рациональному проектированию учебного процесса и эффективной реализации намеченных целей и задач обучения.

Использование ЦОР и ЭОР предоставляет учащимся: доступ к нетрадиционным источникам информации; повышение эффективности самостоятельной работы; появляются совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, способствуют повышению качества знаний, реализации творческого потенциала учащихся и преподавателя.

ИКТ интересны и тем, что данные технологии постоянно развиваются. Познакомилась и внедряю на практике методику web – квестов. Данная методика универсальна и очень проста, для ее применения необходим лишь компьютер с выходом в Интернет.

Web – квесты представляют собой мини – проекты, основанные на поиске информации в сети Интернет.

Алгоритм работы с web – квестом отражает последовательность мыслительных операций в процессе исследовательско–ориентированной деятельности: постановка проблемы, ознакомление с заданиями web – квестов, выполнение задания на основе ресурсов сети Интернет, оформление работы, обсуждение результатов деятельности.

Задания web – квестов представляют собой отдельные блоки вопросов и перечни адресов сайтов в Интернете, где можно получить необходимую информацию.

Учащиеся знакомятся с заданиями web – квестов, выполняют задания на основе ресурсов Интернета, оформляют результаты деятельности в виде презентации Power Point.

Вопросы web – квестов подбираются учителем так, чтобы на них не было прямого ответа в учебнике, чтобы при посещении сайта ученик был вынужден произвести отбор материала, выделив главное из той информации, которую он находит. Работа над вопросами должна углублять знания учащихся, расширять их кругозор и развивать эрудицию.

В ходе выполнения задания ученики по согласованию с учителем могут расширить рамки своей работы. Весь накопленный материал (в том числе необходимые для презентации рисунки, схемы, уравнения реакций) учащиеся помещают в созданные ими папки.

На этапе оформления работы ученики отбирают из накопленного материала самую значимую информацию и представляют её в виде презентации Power Point.

Учитель выполняет роль консультанта, поскольку надо научить каждого правильно и достойно представить результаты своей деятельности. Это конструктивный подход к обучению. Ученики не только собирают и систематизируют информацию, полученную не от учителя, а из Интернета, они направляют свою деятельность на поставленную перед ними задачу. Интернет здесь является средством, которое делает урок более продуктивным, а работа учащихся превращается в творчество.

Например: домашнее задание по теме «Соли серной кислоты», 9 класс: выполните задание по web-квесту:

Это интересно

в заливе Кара-Богаз-Гол в воде содержится 30% глауберовой соли при температуре +5°С эта соль выпадает в виде белого осадка, как снег, а с наступлением тёплого времени соль снова растворяется. Так как в этом заливе глауберова соль то появляется, то исчезает, она была названа мирабилитом, что означает «удивительная соль». Какая формула мирабилита?

Почему можно перевозить концентрированную серную кислоту в стальных цистернах?

Реагирует ли концентрированная серная кислота с неметаллами? Докажите.

Что такое олеум?

Как образуются «кислотные дожди»?

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) стал основной формой итоговой государственной аттестации всех выпускников школ Российской Федерации, инструментом, с помощью которого можно оценить знания обучающихся. По результатам ЕГЭ осуществляется приём абитуриентов во все российские ВУЗы.

Как подготовить ученика к успешной сдаче ЕГЭ? Как достичь той вершины, когда ученик уверен в своих силах и без страха идет на ЕГЭ?

Я работаю в общеобразовательных классах. Изучение химии в нашей школе идет на базовом уровне. Известно, что заниматься учащийся начинает в основном за год до проведения экзамена, в лучшем случае за два. Бывают даже случаи, что, к сожалению, не редкость, когда родители ребенка «хватаются за голову» за несколько месяцев до экзамена. Для того чтобы помочь ученикам качественно подготовиться к сдаче ЕГЭ использую возможности дистанционного обучения .

У дистанционного обучения есть свои положительные стороны. Обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным. Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию более яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия ученика и учителя. Доступность и открытость обучения - возможность учиться удаленно от места обучения, не покидая свой дом. Это позволяет современному специалисту учиться практически всю жизнь, совмещая с основной деятельностью. Обучение в любом месте в любое время позволяет выработать индивидуальный график обучения.

Дистанционное обучение носит более индивидуальный характер, оно более гибкое, так как обучающийся сам определяет темп обучения, может по несколько раз возвращаться к отдельным урокам, тестам, заданиям. Такая система обучения заставляет заниматься самостоятельно и получать навыки самообразования и самоконтроля.

Направления дистанционного обучения школьников:

    углубленное изучение тем, разделов школьной программы или вне школьного курса;

    ликвидация пробелов в знаниях, умениях учащихся по определенным темам;

    подготовка учащихся, не имеющих возможности посещать школу в течение какого-то периода времени;

    дополнительное образование по интересам;

    подготовка учащихся к экзаменам.

Для создания и функционирования информационно-образовательной среды использую платформу АИС «Сетевой город. Образование» и образовательный портал для подготовке к экзаменам "Решу ЕГЭ". Эти системы имеют все необходимые средства для реализации дистанционного обучения, включая:

    средства коммуникации, в том числе личные сообщения и форумы;

    базы данных преподавателей, обучающихся, информационных и учебных материалов;

    средства размещения информационных и учебных материалов;

    электронные журналы успеваемости обучающихся;

    средства совместной проектной деятельности обучающихся, например, сервис Wiki (вики), портфолио проектов;

    средства контроля выполнения заданий обучающимися, в том числе тестирование.

Кроме АИС и "Решу ЕГЭ". при использовании ДОТ используем вспомогательные технологии и средства:

    видеоконференцсвязь, например, систему TrueConf или Skype;

    сайт школы или учителя.

Механизм организации дистанционного обучения на сайте "Решу ЕГЭ":

    Учитель составляет тест из необходимого количества случайно выбранных системой заданий по той или иной теме. Можно так же создать тест из подобранных заданий, указав их номера по каталогу или добавив в систему свои собственные задания.

    Для каждой работы система выдает индивидуальную ссылку, содержащую номер варианта, который учитель сообщает учащимся. Учащиеся (дома или в школе) вводят полученную ссылку, проходят тестирование и сохраняют результаты.

    Можно заранее создать группу учащихся и добавить в них учащихся, зная их логины (электронные адреса) в системе. Но необходимости предварительно вводить в систему фамилии и имена учащихся нет: их результаты появятся в системе автоматически, как только они выполнят и сохранят составленную учителем работу.

    Система автоматически проверяет решения заданий частей А и В, а также выводит на экран учителю загруженные учащимися решения заданий части С. Учитель может просмотреть, оценить и прокомментировать их.

    Сводные результаты выполнения работ по каждой созданной учителем группе учащихся автоматически заносятся в классный журнал. Если учащиеся несколько раз выполнят одну и ту же работу, в журнал будут внесены все их результаты. Результаты можно экспортировать в электронные таблицы Эксель.

Результативность и эффективность дистанционного обучения при подготовке к ЕГЭ:

    Повышение среднего балла ЕГЭ по химии с 52,8 (2014г) до 61,86 (2015г.).

    Совершенствование информационно-коммуникативных компетентностей учащихся и педагогов.

    Развитие самостоятельности и самосовершенствования.

Зам. по УВР: _____________________/ Батыршина А.М./

Широкое применение в системе образования информационных и телекоммуникационных технологий создало предпосылки для активного использования в учебном процессе дистанционного обучения (ДО). Этот термин, появившийся в отечествен ном педагогическом контексте сравнительно недавно, имеет англоязычные корни. До начала 90-х годов XX в. в литературе использовалась русская «калька» словосочетания «distant learning» - «дистантное обучение». Позднее стала употребляться более характерная для нашего языка форма «дистанционное обучение», т.е. обучение на расстоянии.

Дистанционное обучение можно определить как целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе. ДО представляет собой:

Обучение на расстоянии, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно (Е.С.Полат);

Комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям пользователей с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от учреждений дополнительного профессионального образования (Ю.А.Первин);

Новую ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео- и аудиотехники (Л. П. Давыдов);

Синтетическую, интегральную, гуманистическую форму обучения, базирующуюся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий, их технических средств, которые используются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, организации диалогового обмена между преподавателем и обучающимися, когда процесс обучения некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению (А. А. Андреев).

ДО сохраняет преимущества, присущие традиционным фор-Мам обучения: контакты с преподавателями и слушателями, контроль за правильностью усвоения материала. Кроме того, оно обладает рядом достоинств: свободный график обучения; независимость от места расположения; экономия транспортных расходов; Удобный вид представления материалов; индивидуальный темп обучения; отсутствие ограничений на возраст, коммуникабельность, здоровье.

Долговременная цель развития ДО в мире - дать возможность обучающемуся в любом месте пройти курс обучения любого колледжа или университета. В 1994 г. в России была принята Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования, созданы Евразийская Ассоциация дистанционного обучения, Ассоциация международного образования, разработана Концепция создания и развития системы дистанционного обучения в Российской Федерации.

Дистанционное обучение открывает новые перспективы профессионально-личностного развития для лиц, остро нуждающихся в образовательных услугах, но не имеющих возможность получить их традиционным,способом:

Абитуриентов, готовящихся к поступлению в вузы;

Молодежи, вынужденной совмещать учебу с работой в силу ограниченной пропускной способности вузовской системы или по семейным обстоятельствам;

Лиц, имеющих медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарных условиях;

Военнослужащих, офицеров, увольняющихся в запас, и членов их семей; офицеров и солдат срочной службы МВД и погранвойск;

Высвобождающихся специалистов конверсионных предприятий ВПК;

Лиц всех возрастов, проживающих в отдаленных регионах страны.

Можно выделить следующие принципы организации дистанционного обучения:

гибкость, проявляющуюся в отсутствии регулярных занятий в виде лекций, семинаров и свободном выборе времени, необходимого для освоения курса; модульность, выражающуюся в том, что каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области; параллельность, связанную с тем, что обучение может проводиться при совмещении с основной профессиональной деятельностью;

дальнодействие, заключающееся в отсутствии препятствий в виде расстояния от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения;

асинхронность, подразумевающую возможность реализации технологий обучения и учения независимо во времени;

массовость, означающую некритичность параметра «количество обучающихся»;

рентабельность, предполагающую экономическую эффективность ДО1;

широкое применение новых информационных технологий. Существует множество организационных моделей ДО: по принципу экстерната, университетское, на основе автономных обучающих систем, интегрированное обучение с использованием мультимедийных программ, неформальное и др. Преподавателя в системе ди станционного обучения называют тьютором, а процесс педагогической деятельности - тьюториалом. Появление в современной практике электронных тьюторов (интеллектуальных обучающих программ) позволяет говорить о возможности выполнения андрагогических функций не только человеком, но и компьютером.

В дистанционных формах обучения применяются такие методы, как информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемный, эвристический, исследовательский. Они охватывают всю совокупность педагогических актов взаимодействия преподавателя и обучающихся: самостоятельную познавательную деятельность студентов с различными источниками информации, учебными материалами курса; оперативное и систематическое взаимодействие обучаемых с ведущим преподавателем и куратором курса; групповую работу с использованием различных методов работы над соответствующими модулями изучаемого курса; совместные проекты студентов с иногородними и зарубежными партнерами.

Интерес представляет организация компьютерных лабораторных практикумов, где обучающемуся предлагается в интерактивном режиме «собрать» на экране монитора соответствующую лабораторную установку. Процесс правильности стыковки элементов контролируется автоматически. На созданной таким образом виртуальной лабораторной установке выполняется эксперимент. При этом реальный физический процесс воспроизводится на экране монитора с помощью методов математического моделирования. Подобная визуализация реальных физических процессов особенно важна в ходе профессиональной подготовки. В системе ДО для совершенствования взрослым человеком профессиональных качеств используются также электронные тренажеры. Оттачивая на них свое мастерство, участник виртуального тренинга готовится к достижению максимальной эффективности в реальной деятельности, что сводит в минимуму возможность человеческих ошибок.

В системе дистанционного обучения широко используются разнообразные средства: печатные и электронные издания; компьютерные обучающие системы в обычных и мультимедийных вариантах исполнения; учебные аудио- и видеоматериалы; компьютерные сети. Печатные издания, представляющие собой традиционные учебники, учебно-методические пособия, широко используются в системах ДО, где технический уровень оснащения образовательного процесса высок. Как правило, печатные издания для системы дистанционного обучения имеют блочно-модульную структуру, снабжены инструкциями по изучению материала и организации самостоятельной работы; обязательными элементами в них являются контрольные задания, вопросы для самопроверки с ответами, тренировочные задания, толковые словари.

Электронные издания представляют собой электронный вариант печатных учебных материалов, но обладают компактностью хранения в памяти компьютера или на внешнем магнитном носителе, возможностью оперативного внесения изменений и передачи на большие расстояния по электронной почте; при наличии принтера они легко превращаются в твердую копию.

Компьютерные обучающие системы (программно-методические комплексы, программные средства учебного назначения, конт-ролирующе-обучающие программы) заявили о себе как о средстве обучения в начале 70-х годов, когда появились персональные компьютеры. В этих системах сосредоточены средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Компьютерные обучающие системы позволяют:

Индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;

Осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;

Осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;

Высвобождать учебное время за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислительных работ;

Визуализировать учебную информацию;

Моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления;

Проводить лабораторные работы в условиях имитации на компьютере реального опыта или эксперимента;

Формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях;

Развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного, теоретического);

Усиливать мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);

Формировать культуру познавательной деятельности и др. Компьютерные обучающие системы на современном этапе

включают электронные (компьютеризированные) учебники; контролирующие компьютерные программы; справочники и базы данных учебного назначения; сборники задач и генераторы примеров (ситуаций); предметно-ориентированные среды; компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий.

Разновидностью компьютерной обучающей системы можно считать электронный учебник, который является компьютерным приложением бумажного учебника. Электронный учебник аккумулирует в себе все основные дидактические, методические, научные и информационно-справочные материалы, необходимые преподавателям для подготовки и проведения всех видов и форм занятий, а также слушателям для самостоятельного изучения учебных тем или подготовки к занятиям, проводимым под руководством преподавателя, и получения дополнительных информационно-справочных сведений по учебной дисциплине. Кроме того, он предоставляет возможность слушателям качественно решать задачи самоконтроля усвоения материалов по учебной дисциплине, а преподавателям - объективно осуществлять текущий и итоговый контроль за успеваемостью слушателей и курсантов.

Электронный учебник позволяет решать следующие задачи:

Получать сведения об учебной программе и тематическом плане учебной дисциплины, последовательности занятий и логике изучения тем;

Индивидуально просматривать, изучать или повторять учебный, методический и информационно-справочный материал;

Наглядно представлять на дисплее компьютера весь дидактический материал и наглядные пособия (схемы, рисунки, таблицы, графики, текст и т.д.);

Осуществлять самоконтроль (с автоматизированным выставлением оценок) усвоения содержания учебных тем и всей дисциплины в целом, а также получать рекомендации по дополнительному изучению недостаточно усвоенных учебных тем; получать информацию о рекомендованной учебной, научной и методической литературе;

Распечатывать образцы планов проведения занятий и методические разработки по всем темам;

Размножать раздаточные материалы (планы, таблицы, задания и т.д.), необходимые для проведения занятий со слушателями и курсантами;

Иметь доступ к базе данных по законодательным актам и руководящим документам, регламентирующим информационную деятельность в стране и в Вооруженных Силах, а также учебно-воспитательный процесс в вузах Министерства обороны Российской Федерации;

Узнавать сведения о некоторых технологиях, применяемых в информационной деятельности.

Дидактические аудио и видео учебные материалы в настоящее время в основном записываются на магнитные носители, аудио-и видеокассеты и могут быть представлены обучаемому с помощью магнитофона или видеомагнитофона. Учебные аудиоматериалы используются для записи лекций и инструкций к учебному курсу, не требующему графических иллюстраций, а также для записи уроков по обучению иностранным языкам, что наиболее распространено. В видеоформе могут быть представлены лекции, инструктивные занятия, иллюстративный материал к печатным изданиям, учебным ситуационным задачам.

Компьютерные сети - это специфическое средство обучения, включающее в себя различного рода информацию и совокупность компьютеров, соединенных каналами связи. Компьютерные сети используются в дистанционном обучении в режиме удаленных баз данных, в том числе Интернета, электронной почты и электронной конференции.

В России наиболее широко дистанционное обучение применяется в учебных центрах при университетах. В Московском государственном авиационном технологическом университете (МАТИ) проводится дистанционная подготовка абитуриентов для поступления в это учебное заведение из числа школь ников, проживающих в удаленных районах России. При Астраханском государственном техническом университете (АГТУ) функционирует центр дистанционной подготовки для учащихся выпускных классов, военнослужащих, инвалидов и всех желающих повысить уровень знаний и подготовиться к поступлению в высшие учебных заведения, не прибегая к посещению подготовительных курсов. В Московском государственном индустриальном университете дистанционное обучение используется для обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы МВД России и осужденных исправительных колоний.

Среди вузов, имеющих активно действующие центры дистанционного обучения, широко известны Московский государственный университет электроники и математики (МИЭМ), имеющий множество филиалов по всей стране, МГУ им. М. В.Ломоносова, Московский государственный авиационный институт (МАИ), Московский государственный университет экономики, информатики и статистики (МЭСИ), Пензенский государственный университет, Петрозаводский государственный университет, Рязанский государственный педагогический университет, Челябинский государственный технический университет, Самарский государственный авиационный университет, Санкт-Петербургский государственный технический университет, Санкт-Петербургский институт точной механики и оптики, Тамбовский государственный технический университет, Томская государственная академия управляющих систем и радиоэлектроники, Томский политехнический университет, Уральский государственный технический университет, Ухтинский индустриальный институт и др.

Для деятельности учебно-дистанционных вузовских центров характерны следующие направления:

Совершенствование информационных и телекоммуникационных технологий (ИТТ);

Применение новейших ИТТ в дистанционном обучении;

Развитие форм культурного обмена и делового сотрудничества со всеми заинтересованными российскими и зарубежными организациями;

Корпоративное (фирменное) дистанционное обучение, осуществляющееся на базе и в интересах подготовки кадров для какой-либо определенной фирмы (корпорации).

ДО развивается не только в рамках систем образования, но и отдельными коммерческими компаниями с преимущественной ориентацией на подготовку в сфере бизнеса.

Тенденция развития корпоративного (фирменного) дистанционного обучения отмечается в банковских системах, системах РАО «Газпром», Центробанка, Санэпидемслужбы и др. По своим техническим и дидактическим возможностям эти системы превосходят системы дистанционного обучения вузов.

Например, дистанционное обучение в интересах «Газпрома» обеспечивает первичное обучение для лиц, впервые принятых на работу; ежегодное повышение квалификации руководителей, специалистов, техников и высококвалифицированных рабочих по актуальным направлениям профессиональной деятельности; обучение лиц, готовящихся к освоению второй профессии или должностному перемещению.

Дистанционное обучение в интересах «Газпрома» обеспечивает:

Первичное обучение для лиц, впервые принятых на работу на предприятия и в организации РАО «Газпром»;

Ежегодное повышение квалификации по актуальным направлениям профессиональной деятельности руководителей, специалистов, техников и высококвалифицированных рабочих;

Периодическое обучение по специальным образовательным программам для поддержания квалификации всего контингента руководителей и специалистов на уровне, достаточном для эффективного исполнения должностных обязанностей;

Обучение лиц, готовящихся к должностным перемещениям;

Обучение лиц, готовящихся освоить вторую профессию или перейти на работу по другой профессии.

Задание для самоконтроля

Подготовьте реферат на одну из тем:

1. Опыт зарубежных корпораций в организации дистанционного обучения населения.

2. Дистанционное образование взрослых в различных регионах России: проблемы и перспективы.

3. Модели дистанционного обучения для педагогов.

4. Центры дистанционного обучения взрослых на современном этапе.

5. Дидактические особенности электронных учебных средств.

Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение: Учеб.-метод, пособие. - М., 1997.

Богданова А. И., Деренжи Н.Д., Стефанова В. С. Информация и образование в XXI в. // Открытое образование.- 2001. - № 1.

Глейзер Г. Д. Новая Россия: Общее образование и образующееся общество // Педагогика. - 2000. - № 6.

Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е. С. Полат. - М 2000.

Кларин М. В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта // Педагогика. - 2000. - № 7.

Концепция создания и развитие системы дистанционного образования в России. - М., 1995.

Моисеева М. В. Координатор как ключевая фигура процесса дистанционного обучения // Открытое образование. - 2001. - № 1.

Полат Е. С. Дистанционное обучение. - М., 1998.

Понятия и Пр"инципы дистанционной педагогики // Школа 2000: Концепции, методики, эксперимент: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю.И.Дика, А. В. Хуторского. - М., 1999.

Рейман Л. Д. Формирование образовательного пространства на основе взаимоувязанной сети связей России // Открытое образование. - 2001 - № 1.

Слуцкий Л. Э. Открытое образование в системе подготовки кадров для малого бизнеса // Открытое образование.- 2001. - № 1.

Суворинов А. В., Осин А. В. Мультимедиа-среда образования в эпохе глобальных компьютерных технологий // Проблемы информатизации высшей школы. - 1998. - № 1 -2; (11 -12).

Турищева М. С, Курышев А. С. Использование дистанционных технологий для подготовки абитуриентов к вступительным испытаниям // Открытое образование. - 2001. - № 1.

Фейгенберг И.М., Ровинский Р.Е. Информационная модель будущего |как программа развития // Вопросы философии. - 2000. - № 5. | Хуторской А. В. Дистанционные формы творчества // Информатика и \ образование. - 1998. - № 6.

Хуторской А. Б. Основы дистанционного обучения: Программа спецкурса для студентов педагогических учебных заведений. - М., 1999.

В ближайшие годы образовательный рынок будет претерпевать радикальные изменения. Уже сегодня экспертами отмечается повышенный интерес пользователей всемирной сети интернет к дистанционному образованию.

Система дистанционного обучения – это одно из самых перспективных учебных направлений у миллионов человек по всему миру. Ведь у каждого появляется уникальная возможность получить высшее образование, освоить новую профессию или повысить квалификацию. При этом не имеет значения ни фактическое место работы и проживания, ни физические возможности, ни возраст или семейный статус. Такой способ получения знаний позволяет самостоятельно планировать график занятий, выбирая для этого удобное время. Получать дополнительное образование можно удаленно, не покидая дома или рабочего места.

В мире уже давно практикуют данный вид обучения, тогда как в России это становится прорывом только сейчас. Развитие дистанционной формы образования в нашей стране тормозит неповоротливость государственной системы и затяжной пересмотр образовательных стандартов. Тем не менее дистанционное обучение становится все популярнее.

Интерес к подаче информации в такой форме подтверждают также растущие цифры подписчиков образовательных каналов на YouTube. Заинтересованные в своем образовании лица готовы черпать знания удаленно, слушая лектора с экрана по интересующей теме, порой даже независимо от подачи и языка носителя информации. Безусловно, для подобного способа получения знаний необходима самодисциплина, ответственность и понимание, зачем это нужно. Кроме того, дистанционное обучение именно для России становится решением территориальной проблемы в получении образования для людей удаленных населенных пунктов.

Как проходит дистанционное обучение?

Виртуальное пространство – это и есть площадка для дистанционного образования. Для обучения требуется лишь компьютер или смартфон и доступ в интернет. Учебное заведение осуществляет образовательный процесс посредством телекоммуникационных средств, компьютеров дистанционных и мультимедийных технологий, предоставляя слушателям самые актуальные учебные материалы.

Любое дистанционное обучение, как правило, проходит в три этапа:

  1. Выбор учебного заведения (подача документов и оплата)
  2. Обучение (доступ в личный кабинет, изучение материалов, прохождение тестов)
  3. Получение документов (удостоверение или диплом установленного образца, сертификат и пр.)

Для чего нужно учиться дистанционно?

Возможности получения знаний увеличиваются в разы благодаря этому формату обучения. При этом слушатели получают неоспоримые преимущества:

  • экономия времени и денег;
  • нет необходимости присутствовать на лекциях и, следовательно, отвлекаться от основной деятельности;
  • поступление без экзаменов, дистанционно и быстро.
  • обучение в комфортных условиях за домашним компьютером, планшетом или мобильным телефоном;
  • возможность выбора графика и темпа обучения;
  • любые вопросы оперативно помогут разрешить специалисты учебного центра;
  • информация представлена на учебном портале в современном аудио-, видео- и текстовом формате;
  • доступность – обучение из любой точки России;
  • компактность и содержательность программ дистанционного обучения – получаемая информация максимально применима на практике.

Дистанционное обучение – оптимальное решение для амбициозных и целеустремленных людей, которые хотят учиться и совершенствоваться в своей профессиональной сфере.

С развитием интернет-технологий каждый человек любого возраста и рода деятельности получил сотни путей для саморазвития. Окончить зарубежный университет, не выезжая из страны, подготовиться к экзамену, послушать лекцию профессора, не выходя из дома, – возможности дистанционного образования кажутся безграничными. Образовательное разобралось, кому лучше всего подходит удаленное обучение и чему можно научиться в онлайн-режиме.

Дистанционное образование появилось задолго до того момента, как в дома и офисы проник вирус интернета. Его ранние вариации существовали еще в 19-м веке и помогали в отработке определенных навыков и предметов. Например, учитель стенографии Исаак Питман преподавал своим студентам методы скоростного письма, общаясь с ними исключительно посредством почтовой переписки.

С введением компьютера инструменты работы и способы доставки информации значительно усовершенствовались. А в 1999 году появился и официальный термин «электронное обучение». В последующие десятилетия виртуальная академическая среда стала новой образовательной тенденцией.

Онлайн-образование для всех

За границей этот сектор развивается гигантскими шагами. Созданы целые сетевые университеты, уроки в которых обновляются ежедневно, а доступ предоставляется любому пользователю, умеющему пользоваться интернетом. Пройденный материал легко подтвердить платным или бесплатным дипломом.

Помимо известных Coursera и KhanAcademy, есть еще edX, University Of the People, TED и сотни образовательных каналов на YouTube. Микролекции или полноценные модули на данных ресурсах, как правило, требуют владения английским языком, но иногда сопровождаются русскими субтитрами.

Обратите внимание

Практически каждый крупный университет Великобритании, Канады, Штатов и стран Европы имеет собственное отделение удаленного обучения. Онлайн-программы разработаны для бакалавриата, магистратуры и курсов повышения квалификации в различных областях знаний.

Поступление на такие факультеты и требования к документам ничем не отличаются от очных вариантов и зависят только от страны нахождения вуза. В некоторых учреждениях действует услуга «тестового периода», по истечении которого можно вернуть деньги за учебу, если она по объективным причинам не подошла ученику.

В английском университете Essex University, который славится своими научными исследованиями, можно заниматься удаленно на программах продолжительностью от 8 до 48 месяцев. Куратор остается на связи 24 часа, а студенты получают доступ к электронной библиотеке и 21 день пробного периода. Оценка учащегося происходит через письменные работы и активность в дискуссиях и на форумах. В дипломе не упоминается, в какой форме проходили занятия.

Обратите внимание

Чаще всего для обучения удаленно выбирают программы магистратуры. Наибольшей популярностью пользуются такие специальности, как экономика, менеджмент, социология и бизнес. Онлайн-степень MBA, или Master of Business Administration, сочетает теорию с практическим управлением бизнесом и открывает новые пути для карьерного развития.

При поиске подходящей программы в этом сегменте стоит обратить внимание на аккредитацию заведения, содержание и расписание активностей, отчет о трудоустройстве выпускников.

Учебные заведения с лучшими онлайн-программами MBA (по версии бизнес-журнала CEO Magazine, 2017)

  1. EU Business School, Испания, Германия, Швейцария
  2. SBS Swiss Business School, Швейцария
  3. IE Business School, Испания
  4. University of Otago Business School, Новая Зеландия
  5. University of Utah: Eccles, США
  6. Nebrija Business School, Испания
  7. Temple University: Fox, США
  8. The Open University, Великобритания
  9. Rochester Institute of Technology: Saunders, США
  10. MIP Politecnico di Milano, Италия

Удаленное бизнес-образование движется в сторону конкретизации специальности и получению более узких знаний. Помимо MBA General, многие университеты уже предлагают программы, заточенные на определенную отрасль или функционал, например, «MBA в сфере финансовых услуг», «MBA в промышленности», «MBA – управление маркетингом и продажами». В их учебных планах содержится больше дополнительного материала для изучения специфических аспектов конкретного сектора.

Бизнес-школа Aberdeen Business School на базе британского Robert Gordon University аккредитована международной организацией AMBA и считается одной из лучших в сфере энергетики. Степень MBA «Управление нефтегазовым бизнесом» (Оnline) даст понимание процессов разработки и эксплуатации месторождений нефти и газа, типовых проблем при реализации крупных объектов и поможет в развитии управленческих компетенций для их решения.

Образование за рубежом

Онлайн-образование для школьников и абитуриентов

Кроме краткосрочных и долгосрочных программ, в современных реалиях оказались востребованными услуги подготовки к международным экзаменам : IELTS, TOEFL, SAT, ACT, GMAT и другим. Школьники параллельно с занятиями в российской средней школе могут также виртуально обучаться в учреждениях других стран. Эта опция позволяет получить зарубежный аттестат и подготовиться к поступлению в иностранный вуз, не выезжая из родного города.

По такой схеме, например, работает американская Franklin Virtual High School, где для каждого учащегося формируется индивидуальный учебный план. Зачисление проходит без вступительных испытаний, только на основании пройденных ранее предметов.

Программа состоит из модулей, скорость прохождения которых контролирует сам ученик. От этого же и зависит конечная стоимость, так как оплата проходит ежемесячно. В любом случае она получается в несколько раз меньше, чем при очном присутствии в американской школе. Результаты выпускных экзаменов Franklin Virtual High School признаются вузами Англии, Америки и Канады.

Плюсы и минусы дистанционного образования

Интернет переполнен положительной информацией и удачными примерами из жизни. Остановимся подробнее на очевидных и скрытых преимуществах виртуальных классов.

Гибкий график и удобная обстановка

Онлайн-обучение предлагает более гибкие условия занятий, чем традиционные программы на базе университетов и колледжей. Не нужно ехать к 9 утра на другой конец города. Можно заниматься в любое время и выбрать то место, которое мотивирует больше всего: собственная спальня, кафе, рабочий стол или даже беговая дорожка. Доступ к личному кабинету, электронной почте учителей и студенческим форумам осуществляется в режиме 24/7. Это особенно актуально, если уже есть основная занятость, с которой нужно выстроить график совмещения.

Снижение расходов

Финансовые трудности, связанные с посещением вуза или школы, – самое распространенное препятствие для получения первого или дополнительного образования. Онлайн-курсы более доступны в этом плане, даже при платной учебе в канадском или американском вузе учащийся не берет на себя расходы на жилье, студенческие сборы, транспорт и учебники.

Большой охват курсов

Вопрос «где учиться?» прозвучит одним из первых, и он значительно ограничивает свободу выбора. Обучаясь дистанционно, можно не беспокоиться о местонахождении аудиторий и выбрать из множества онлайн-предложений именно то, что подходит больше всего.

Разнообразие используемых материалов

Вместо общепринятых лекций и семинаров – разносторонний качественный контент, от мультимедийных тренажеров и цифровых путеводителей до дискуссионных форумов, инфографики и вебинаров. К тому же материал всегда доступен для повторного просмотра или прослушивания, если с первого раза он не усвоился.

Несмотря на возможные подводные камни, большинство людей довольны своим онлайн-обучением и бонусами, которое оно дает. Однако важно знать и отрицательные стороны, чтобы принять обоснованное решение и подобрать оптимальный вариант.

Нужны навыки самодисциплины

В традиционной и привычной для большинства людей форме обучения существует набор правил и принципов, которым каждый должен следовать. Это важный момент, потому что он дает чувство дисциплинированности и целеустремленности. В дистанционном варианте ситуация немного другая. Учащийся свободен в своем расписании, но при этом ограничен рамками дедлайнов для выполнения заданий и сдачи проверочных работ. Если он не умеет грамотно управлять своим временем, распределяя его между учебой и другими занятиями, откладывает все на потом, то это приводит к проблемам с успеваемостью. Прокачанные навыки самоконтроля здесь обязательны.

Отсутствие прямого контакта с учителем и сокурсниками

Живое общение с преподавателем и единомышленниками стимулирует интерес к предмету и помогает наладить социальные и деловые связи. Так формируется среда, которая подталкивает к достижению поставленной образовательной цели и пригодится в будущей карьере. Не стесняйтесь объединяться в группы по интересам и находить одноклассников в социальных сетях, это компенсирует потребность в общении и развивает навыки нетворкинга.

Большая рабочая нагрузка

Учреждения, предлагающие онлайн-программы, понимают, что не могут эффективно контролировать повседневную деятельность своих учеников. Это серьезная проблема, которая влияет на качество полученного образования. Чтобы решить ее и быть уверенными, что ученик освоил весь объем материала, – они в конечном итоге дают больше заданий и ежедневной нагрузки. Каждый курс дает информацию о предполагаемой занятости в неделю. Изучите ее подробно и не ожидайте, что справитесь быстрее. Скорее, наоборот.

Возможные случаи мошенничества

Онлайн-курсов так много, что сложно отследить, какие из них действительно аккредитованы и предлагают обучение, дипломы и сертификаты, имеющие ценность. Обращайтесь только к проверенному учреждению или проконсультируйтесь со специалистом в сфере образования, прежде чем браться за учебу и оплачивать ее.

При четкой мотивации и соблюдении нехитрых правил предосторожности интернет-пространство превращается не только в развлечение и место для залипания, но и эффективную площадку для «прокачки» практически любого навыка. А с современными ресурсами пользоваться этим источником удобно, доступно и недорого.

Материал подготовлен Надеждой Озонюк совместно со специально для сайт.


Top